gototopgototop
Russian Belarusian English German
Поздравляем!

cvety

Кравченко Жанна Федоровна 15.07

Лисицкая Нина Владимировна 15.07

Лесун Елена Алексеевна 17.07

Румянцева Алеся Алексеевна 18.07

Журавская Ольга Васильевна 21.07

Бобович Валентина Николаевна 27.07

Колос Мария Михайловна 28.07

PostHeaderIcon Реализация Школ здоровья в Республике Беларусь – действенная модель сохранения здоровья учащихся в процессе обучения


Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве, поэтому в настоящее время сохранение и укрепление здоровья детей и подростков рассматривается как составная часть национальной безопасности страны.

Несмотря на предпринимаемые меры, на фоне неблагоприятной демографической ситуации отмечается ряд негативных тенденций в состоянии здоровья детского населения республики: увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности. По данным государственной статистической отчетности (Форма 1-дети (Минздрав)) заболеваемость детей до 14 лет с впервые в жизни установленным диагнозом в 2013 г. составила 178 471,9 на 100 тыс. детского населения, заболеваемость подростков (15-17 лет) – 139 105,5. Уровни заболеваемости остаются высокими, и превышают показатели 2003 г. в 1,2 раза у детей до 14 лет и 1,4 раза у подростков. За время обучения уменьшается количество детей первой группы здоровья наряду с увеличением наполняемости третьей группы здоровья.

Результаты многочисленных научных исследований свидетельствуют о том, что наиболее выраженный рост распространенности функциональных нарушений, хронических заболеваний, отклонений в физическом развитии, частоты острой и обострения хронической патологии у детей происходит в период получения систематического образования. Это связано с изменяющимися в этот период условиями обучения и воспитания, когда интенсивно происходит рост и развитие. Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся факторов внутришкольной среды, вклад которых может достигать 27%.

Результаты научных исследований, выполненных коллективом специалистов БелМАПО, РУП «Научно-практический центр гигиены» в 2010-2014 гг. свидетельствуют, что при переходе на предметное обучение каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание в состоянии компенсации или декомпенсации, при этом удельный вес абсолютно здоровых детей составляет лишь 10%, к возрасту 10-12 лет среди обследованных у каждого третьего ребенка наблюдаются нарушения осанки и нарушения остроты зрения, в отдельных учреждениях образования около 30% детей имеют резко дисгармоничное физическое развитие за счет избыточной массы тела, нарушения микроэлементного статуса. Установлены значительные группы детей, подверженные влиянию медико-социальных факторов риска периода беременности и родов матери (употребление алкогольных напитков, курение, контакт с вредными производственными факторами), раннего детства, условий жизни ребенка (низкая двигательная активность, нарушение структуры потребления продуктов питания и др.) негативно влияющие на состояние здоровья детей и подростков.

Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков приводят к таким негативным социальным последствиям как неготовность к школьному обучению, ограничения профессиональной пригодности и к службе в армии, нарушения формирования и реализации репродуктивного потенциала, рождение нездорового потомства и др.

Наиболее агрессивными факторами, которые на современном этапе значимо влияют на формирование здоровья школьников, являются интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации. Все это выраженные психотравмирующие факторы для школьника, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессорное воздействие на развивающийся организм. Значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников является недостаточная эффективность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью. Данная ситуация определяет необходимость создания единой системы профилактических мероприятий в учреждениях образования и в домашних условиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Школы способны вносить существенный вклад в сохранение и укрепление здоровья учащихся, поэтому Европейским региональным комитетом Всемирной организации здравоохранения ВОЗ (2005 г.) принята Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков», направленная на оказание содействия государствам-членам в выработке собственных стратегий и программ укрепления здоровья детского населения. Многие организации, в том числе Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Центры контроля и профилактики заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention, CDC), Международный союз медико-санитарного просвещения и укрепления здоровья (International Union for Health Promotion and Education, IUHPE), проводя международные программы в сфере охраны здоровья, все больше вовлекают работников школ в свою деятельность.

За последние двадцать лет был осуществлен ряд стратегических инициатив и программ под разными названиями, например, «Health Promoting Schools» («Школы, содействующие сохранению здоровья учащихся»), «Comprehensive School Health» («Комплексная программа укрепления здоровья школьников»), «Child Friendly Schools» («Школы доброжелательные к ребенку»), а также инициатива FRESH (Focusing Resources on Effective School Health – «Формирование ресурсов для эффективного школьного здравоохранения»). Несмотря на разные названия, все эти стратегии объединяет целостный подход к созданию в школах здоровой среды для обучения, основанный на понимании, что все аспекты школьной жизни в той или иной мере влияют на здоровье учащихся.

Одним из перспективных международных проектов создания здоровьесберегающей среды является реализация в европейском регионе Европейской сети школ, содействующих укреплению здоровья. Данная сеть была основана в 1991 году, и более чем за двадцатилетний период во многих государствах – участницах продемонстрировала значительные успехи в сохранении здоровья детей в школах. Работа Сети направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, которое является неотъемлемой частью политики, как в образовательном секторе, так и в секторе здравоохранения в Европе. Школы, реализующие политику укрепления здоровья обучающихся, повышают возможности детей и взрослых в плане обеспечения безопасной и благоприятной для здоровья социальной, физической и психологической среды, способствуют формированию у учащихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. До 2014 года сеть школ здоровья развивалась в 43 странах. Многочисленными исследованиями доказано, что школы здоровья положительно влияют как на состояние здоровья школьников, так и на их академическую успеваемость. Обмен опытом работы, продвижение эффективных моделей школ здоровья осуществляется на платформе Европейской сети школ здоровья (SHE).

Так, в Российской Федерации школы, содействующие укреплению здоровья (далее – ШСУЗ), появились в середине 90-х годов прошлого века, и в настоящее время их насчитывается свыше 13 тысяч практически. Деятельность ШСУЗ ориентирована на образование детей в области здоровья, при этом обучение здоровью проводится систематически и непрерывно от ступени к ступени обучения с учетом возрастных особенностей развития учащихся. Образовательные программы способствуют активизации учащихся с целью формирования сознательного их отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Педагоги в своей работе используют различные индивидуальные и групповые формы, методы и средства обучения детей здоровью с применением современных информационно-коммуникационных технологий.

Эффективность работы ШСУЗ в формировании здорового образа жизни подтверждена результатами научных исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.

В апреле 2014 года подписано Соглашение о создании на базе НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Московского отделения офиса Школ здоровья в Европе (SHE). Основная задача отделения — поддержка реализации стратегического плана школ здоровья в Европе в странах Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА). В соответствии со Стратегическим планом SHE 2013-2016, сеть школ, содействующих здоровью в Европе (SHE), фокусирует свое внимание на обеспечении здоровья в школах как неотъемлемой части стратегии в области здравоохранения и образования в странах-членах ЕС, что SHE способствует разработке и реализации национальной политики в области укрепления здоровья школьников.

В Республике Беларусь в организованных детских коллективах создаются благоприятные условия для обеспечения оптимального роста и развития обучающихся: с учетом современных требований разрабатываются нормативные правовые акты, определяющие требования к условиям организации образовательного и воспитательного процессов учащихся в учреждениях общего среднего образования - благоустраиваются учебные помещения, нормируется учебная нагрузка, режим труда и отдыха и т.д. В то же время не в полной мере разработана единая система здоровьесберегающей среды, учитывающая местный и индивидуальный уровни, направленная на улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после тех или иных нагрузок. Необходима целенаправленная работа среди родителей по формированию навыков здорового образа жизни в семье, по увеличению двигательной активности детей, организации рационального питания.

Следует отметить, что практически во всех регионах имеются учреждения общего среднего образования, где проводится значительная работа по формированию у школьников навыков здорового образа жизни, охвату родителей и учителей гигиеническим обучением и воспитанием. Включение таких учреждений в единую сеть школ здоровья и присоединение к Сети школ здоровья в Европе будет способствовать повышению эффективности проводимых санитарно-гигиенических мероприятий, а так же созданию условий для сохранения и укрепления здоровья, оздоровлению детей в общеобразовательных учреждениях и как результат снижению удельного веса детей, имеющих третью и четвертую группы здоровья, функциональные отклонения, дисгармоничное физическое развитие.

В настоящее время Министерством здравоохранения Республики Беларусь направлено Письмо в Московское отделение офиса Школ здоровья в Европе о готовности к сотрудничеству и содействию в деятельности в сфере развития школ здоровья в нашей республике. Таким образом, наша страна стала 44-й страной в Европе, присоединившейся к SHE. В настоящее время Министерством здравоохранения и Министерством образования Республики Беларусь проводится активная работа по созданию Школ здоровья в нашей стране.

Создание в Республике Беларусь школ здоровья и на их базе ресурсных центров профилактики заболеваний будет способствовать распространению опыта здоровьесбережения в учреждениях общего среднего образования, эффективному использованию ресурсов, направленных на охрану здоровья школьников, а также значительному увеличению охвата специалистов учреждений общего среднего образования гигиеническим обучением.

Авторы:

Гузик Елена Олеговна, заведующий кафедрой гигиены и медицинской экологии государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», канд. мед. наук, доцент

Малахова Алла Антоновна, заведующий отделением гигиены детей и подростков государственного учреждения «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»

 
Баннер
Директор гимназии
Баннер
Баннер
Последние фото
Полезные ресурсы
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Контактная информация

 kon

 

ул. Победы, д. 33,

г.п. Лельчицы,

Гомельская обл., 247841, 

тел. 8 (02356) 21672

электронная почта:

lel-gimnazia@mail.gomel.by

skype: lel-gimnazia

сайт: lel-gimnazia.ihb.by